
- mec_Bagira.jpg (12.91 KiB) Viewed 31275 times
From an archeological site in Central Tuva, Russia (Могильник Эйлиг-Хем III, 1965)
9thC, with an inscription in Arabic (
http://kronk.spb.ru/img/grach-ad-1998-t10a.jpg)
"Одна из них (кург. 2), известная как «меч Багыра», подробно описана Ю.С. Худяковым: «Длина клинка 90, высота рукояти 9 см. Прямая узкая полоса с лезвием, параллельным спинке, полого сужается к остроугольному острию. Остриё клинка расковано на два лезвия. По обе стороны клинка вдоль спинки отчеканено по одной куфической надписи. Гарда с опущенными в сторону шаровидными концами, с язычком в сторону рукояти, богато украшена растительным орнаментом. На черене рукояти, изогнутой в сторону лезвия, проделано отверстие для крепления обкладки; шляпка заклёпки на нем имеет вид крестообразной розетки с четырьмя концами» [Худяков, 1980, с. 42]. К этому следует добавить наличие фигурной оковки в верхней части клинка и растительный орнамент на обеих сторонах клинка, обращённых к лезвию (табл. X, 1). Вместе с саблей были найдены напильник-мусат для правки лезвия (табл. X, 2), обоймы (табл. X, 3-7) и гладкий наконечник с кольцом от ножен (табл. X, 8.). По мастерству исполнения, сохранности и художественной ценности декоративного оформления «меч Багыра», сделанный из дамасской стали, не имеет себе равных среди всех остальных находок подобного рода в Центральной Азии и Южной Сибири.
Особое значение ему придают арабские куфические надписи, выгравированные по обеим сторонам клинка. Хотя погребение датируется концом Х — началом XI вв., характерные особенности эфеса позволяют датировать «меч» IX-м веком. Палеографический анализ позволяет выявить некоторую графическую стилизацию, продуманную композицию надписи и профессиональные навыки гравёра, оставившего на клинке благословляющую оружие сентенцию. Особенности надписи также позволяют отнести её к ранним куфическим вариантам не позднее второй половины IX в. Текст является весьма характерным для надписей на клинках, изготовленных в мусульманских областях, подвластных арабам. Скорее всего палаш был захвачен после одной из побед в период «великодержавия», когда границы владений енисейских кыргызов, пользуясь образным выражением В.В. Бартольда, «вплотную подошли к пределам мусульманского мира» и затем передавался из поколения в поколение в среде знатных кыргызских воинов, пока не оказался в одном из погребений в далекой Туве."
http://kronk.spb.ru/library/grach-ad-1998-05.htm